руководство по ремонту

Запуск двигателя и его обкатка


Если речь идёт о запуске двигателя, то обычно имеют в виду все двигающиеся элементы конструкции, которые должны быть подогнаны друг кдругу. Это, в принципе, правильно, но особенно это касается поршневых колец. Поршневые кольца - это те элементы конструкции, которые из-за их функций подвергаются наибольшой нагрузке и должны приработаться не только к поверхности других движущихся деталей, нотакже ещё отлично уплотнять. Поэтому поршневые кольца являются теми элементами конструкции, которые извлекают наибольшую пользу из предписанного и, вместе с тем, хорошего запуска двигателя. Далеко не все снабжаемые маслом под давлением элементы конструкции должны справляться при запуске с такими высокими нагрузками, как поршневые кольца.

Часто клиенты и техники имеют разные точки зрения, что касается запуска двигателя и его обкатки после ремонта. С одной стороны, существует мнение, что время обкатки от 500 до 1 500 км по-прежнему необходимо, с другой стороны, однако, что времени для этого вообще не требуется. Последнее высказывание следуеттакже не в последнюю очередь из данных некоторых производителей двигателей, не предполагающих специальной обкатки двигателя. Оба мнения верны и имеют своё основание. Здесь нужно только делать различие между совершенно новыми и отремонтированными двигателями,

Рис. 3

Обкатка совершенно новых двигателей

Сегодня совершенно новые двигатели изготавливаются при использовании самых современных методов производства. Пары скольжения изготавлива ются так, что то, что раньше обычно про исходило во время обкатки двигателя, уже предвосхищается благодаря специальным проиводственным процессам изготовления элементов конструкции. Это происходит не только благодаря специальным процессам производства (например, у рабочих поверхностей цилиндра), но и благодаря тончайшей обработке остальных движущихся деталей. При этом в основном речь идёт о процессе притирки, чтобы освободить поверхности от возникших во время обработки тончайшихзаусенцев и неровностей. Раньше этот процесс пригонки был предоставлен скользящим друг по другу деталям, которые должны были прирабатываться во время обкатки друг к другу. Тем не менее, этот процесс проходил не без значительной потери материала. Поршневые кольца теряли, к примеру, уже в течение первых часов эксплуатации значительную часть их резервов износа. Особенж в сегодняшнее время, когда дискуссии возникают из-за каждого миллиграмма выброшеных вредных веществ, требуются двигатели, которые уже с самого начала имеют определённые показатели расхода топлива и, вместе с тем, предельно допустимые показатели токсичности отработавших газов.

Обкатка дигателя, при которой скользящие друг подругу поверхности должны сначала благодаря трению приработаться, при этом сильно изнашиваясь, сегодня в современном моторостроении едва ли мыслима. В конце концов, конечный потребитель ожидает, что автомобильный пробег будет во много раз больше, чем тот, который 25 лет назад был оптимальным. Не в последнюю очередь, совершенно новое транспортное средство проходит, пока оно побывает в различных центрах логистики и при транспортировке и,наконец, дойдет до клиента, настоящий «марафон» запусков холодного двигателя. Нередко двигатель должен переносить до 150 холодных запусков без того, чтобы когда нибудь достичь рабочей температуры. В связи с этим, подумайте, также, об отправке морем в другие страны и на другие континенты.

Двигатель, который ещё должен был бы обкататься, имел бы в этих условиях плохой старт.

Дальнейшая причина для упрощённой инструкции по обкатке двигателей для совершенно новых транспортных средств состоит в том, что из-за сегодняшней интенсивности дорожного движения автомобили едва ли могут достигать пределов их мощности. Даже на скоростных автомобильных магистралях, неограниченных пределом скорости движения, сегодня едва ли возможно развить максимальную скорость и, соответственно, использовать номинальную мощность двигателя в течение более длинного периода. Водитель, который раньше ездил на автомобиле с мощностью в 30 кВт и при небольшой скорости довольно быстро передвигался, умудрялся без проблем уже на обыкновенном шоссе использовать своё транспортное средство в течение длительного rпемени пни полной наггшзке.

Обкатка приведённых в исправность и отремонтированных двигателей

Иначе, чем при совершенно новых двигателях, отремонтированным двигателям, в которых используются новые гильзы цилиндра, или у которых диаметры цилиндра до следующего размера доводятся хонингованием или растачиванием, очень необходима хорошая обкатка. На практике на предприятиях по ремонту двигателей (в зависимости от имеющегося машинного парка и производственного оборудования) не всегда возможно так точно и так чисто работать, как на производстве.

Бывшие в употреблении двигатели после ремонта уже больше не станут новыми. Часто новые и бывшие в употреблении детали комбинируются, и двигатели по причине издержек полностью не проверяются. Обкатка является необходимее всего тогда, когда подгоняются диаметры цилиндров, головки цилиндров или коленчатые валы. На практике часто невозможно достичь тех же параметров обработки, как при начальном производстве, так как ихзначения часто неизвестны или находящиеся в распоряжении машины допускают только стандартную обработку. По этим причинам у отремонтированных двигателей рекомендуется соблюдать далее описанные предписания по их обкатке.

Рис. 2

Рекомендации по обкатке двигателя после ремонта

• Двигатель в любом случае обкатывать на дороге или испытательном стенде.

• Транспортное средство полностью не нагружать.

• Двигатель приводить в действие с постоянно переменными частотами вращения до макс. 2/3 максимальной частоты вращения.

• При езде плавно переключать с нижней передачи на верхнюю, своевременно переключать передачи.

• Никакой длительной езды вверх

в гору (слишком большая нагрузка).

• Никакой длительной езды вниз с горы (слишком маленькая нагрузка и бесполезный режим принудительного холостого хода).

• Никакого использования тормозных механизмов.

• Никакой езды по скоростной автомобильной магистрали. Не развивать максимальную скорость. Избегать езды на дорогах с пробками.

• Предпочитать поездки на дальнее расстояние и свободное передвижение по городу. Однако, избегать передвижения по городу при крайне высокой атмосферной температуре и в «час пик» с многочисленными остановками у светофора и простоями.

Внимание

Для совершенно новых транспортных средств существует инструкция по их обкатке. То же самое действует и для двигателей после ремонта. Если нет испытательного стенда, чтобы провести определённую программу обкатки, то тогда двигатель должен быть обкатан на дороге.

Постоянный контроль уровня масла во время обкатки

Расход масла может увеличиться в период обкатки. Целесообразно контролировать уровень масла после 50-100 км и при необходимости его добавить. При заметном падении уровня масла на указателе дальше проконтролировать уровень масла через короткое расстояние. Не переполнять.

Замена масла после 1 000 км

Хотя у современных двигателей в совершенно новых автомобилях уже в течение длительного времени нет необходимости в замене масла после первых 500-1 000 км, у двигателей после капитального ремонта она всёже рекомендуется. Причина для этого состоит в том, что часто не все быстроизнашивающиеся детали полностью обновляются или ремонтируются. Из-за ранее случившихся повреждений двигателя часто находится ещё много грязи в системе моторного масла или присутствует ещё пыль после чистовой обработки различных компонентов, а также металлическая пыль после приработки, которые с помощью замены масла и - ЧТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! - при помощи масляного фильтра должны быть удалены из системы моторного масла.

Внимание

Длящийся часами режим работы двигателя на холостом ходу абсолютно вреден для него! При холостом ходе двигатель не обкатывается. Наоборот, он может даже получить повреждение. При режиме холостого хода подшипники и поршни плохо снабжаются маслом. Смазывание поставлено под сомнение, так как масляный насос при частоте оборотов холостого хода поставляет небольшое количество масла. Поток масла через подшипники уменьшен и это, прямо сказать, не в самый благоприятный момент. Именно теперь, когда из-за процессов

пригонки деталей повышается тепловыделение по причине трения,необходимое для смазывания и охлаждения масло отсутствует.

Каналы для снабжения маслом и линии при отсутствии потока масла вентилируются и промываются неправильно. Металлическая пыль, остаточная грязь от ремонта или более раннего повреждения, которые ещё находятся в системе маслоснабжения, не вымываются достаточно быстро из подшипников скольжения и не смываются со стенки цилиндра. Вся эта грязь остается на месте впуска

и вызывает там уже очередной износ. Не нужно забывать также и топливную систему. Именно у дизельных двигателей с новыми или отремонтированными инжекторами было бы важно, чтобы они правильно промывались. Впрыснутое на холостом ходу количество топлива, тем не менее, очень мало. Несколько тяжёлая в ходу игла распылителя при определённых обстоятельствах также не открывается или распыляет топливо неправильно.