руководство по ремонту

Двигатели L8, LF и L3



Рис. 2.2. Общий вид двигателей автомобиля Mazda 3
На автомобиля Mazda 3 устанавливаются современные двигатели нового поколения с улучшенными динамическими и ремонтопригодными характеристикми. Двигатель L8 – рабочим объемом 1,8 л, макс. мощность – 88 кВт (120 л.с.), макс. крут. момент – 165 Н·м/ 4300 мин–1 развивающий максимальную скорость 197 км/ч. Двигатель LF – рабочим объемом 1,8 л, макс. мощность – 104 кВт (141 л.с.), макс. крут. момент – 181 Н·м/ 4100 мин–1, развивающий максимальную скорость 208 км/ч. Двигатель L3 – рабочим объемом 2,3 л, макс. мощность – 122 кВт (166 л.с.), макс. крут. момент – 207 Н·м/ 4000 мин–1, развивающий максимальную скорость 214 км/ч. Двигатель L3 может быть снабжен турбокомпрессором – система Sequential Valve Timing (S-VT). Принцип действия турбокомпрессора заключается в том, что привод турбокомпрессора работает благодаря энергии сгоревших отработавших газов. Компрессор состоит из двух осевых лопастных колес. Горячие отработавшие газы попадают в корпус турбокомпрессора, где раскручивают рабочее (первое) колесо до частоты вращения 100 000 мин–1. Рабочее колесо, в свою очередь, раскручивает посредством вала второе лопастное колесо, которое закачивает воздух в компрессор и подает его в камеру сгорания. Прошедший через турбокомпрессор разогретый воздух охлаждается в радиаторе всасываемого воздуха. Именно охлаждение и обеспечивает больший прирост мощности (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Диаграмма динамических характеристик двигателей автомобиля Mazda 3

Компания Mazda внесла ряд технических усовершенствований в конструкцию и технические компоненты новых двигателей.
Например, на двигателях модели L3 применен механизм изменения фаз газораспределения. В целях уменьшения общей массы автомобиля блок цилиндров на новых двигателях изготовлен, так же, как и головка блока цилиндров, из алюминиевого сплава.
Большие изменения внесены в конструктивную и механическую часть двигателей с целью уменьшения вибраций и уровня шума. Так, например, на двигателях модели L3 применен балансировочный блок кассетного типа. На всех двигателях теперь устанавливается бесшумная цепь привода механизма газораспределения. Блок цилиндров снабжен длинной юбкой поршня и интегрированной крышкой коренных подшипников. Кроме того, на всех двигателях применяется шкив коленвала с демпфером крутильных колебаний и подвеска маятникового типа.
Упрощен, в целях улучшения ремонтопригодности, контур ремня привода вспомогательных агрегатов. Теперь применяется один приводной ремень для всех вспомогательных агрегатов двигателя. Натяжение приводного ремня регулируется автоматическим натяжителем. Крышка передней части двигателя имеет отверстие для проведения технического обслуживания (для разблокировки храповика регулировки цепи и фиксации рычага натяжителя).
В качестве силовой установки в автомобилях Mazda 3 используются 4-цилиндровые двигатели, в которых цилиндры расположены в один ряд. Снизу двигатель закрыт поддоном, образующим картер, который одновременно является резервуаром для масла, необходимого для смазки, охлаждения и предохранения деталей двигателя от износа.
Все три двигателя 16-клапанные, имеющие по четыре клапана на один цилиндр. Клапаны приводятся в действие двумя расположенными вверху распределительными валами через тарельчатые толкатели.
Смазку двигателя обеспечивает масляный насос, установленный на торцевой стороне картера и приводимый в действие от коленвала. Масло, всасываемое из масляного поддона, подается через отверстия и каналы к подшипникам коленчатого и распределительного валов и к рабочим поверхностям цилиндров.
Приготовление и подачу топливо-воздушной смеси осуществляет электронная система управления двигателем, не требующая обслуживания.

Технические характеристики двигателей

Элемент

Характеристика

L8

LF

L3

Тип

Бензиновый, четырехтактный

Число и расположение цилиндров

Четырехцилиндровый, рядный

Камера сгорания

Клиновая

Механизм газораспределения

DOHC (с двумя верхними распредвалами в головке блока цилиндров), цепным приводом, 16-клапанный

Рабсний объем, мл

1,798

1,999

2,261

Диаметр цилиндра х ход поршня, мм

83,0x83,1

87,5x83,1

87.5x94,0

Степень сжатия

10.8:1

10,8:1

10,6:1

Давление сжатия

1,750 (300)

1,720 (300)

1,430 (290)

Момент открытия или закрытия клапана:

 впускной:

    открытие до ВМТ

4

4

0-25

    закрытие после НМТ

33

52

0-37

 выпускной:

    открытие до НМТ

37

37

42

    закрытие после ВМТ

4

4

5

Клапанный зазор, мм

впускные

0,22-0,28 (на холодном двигателе)

выпускные

0,27-0,33 (на холодном двигателе)

Целевая частота вращения двигателя

Состояние

Частота вращения на холостом ходу двигателя, мин-1

L8

LFMTX

LFATX

L3

Без нагрузки

700

650

700

650

Электрические потребители включены*

700

700

700

700

Усилитель рулевого управления работает

750

700

700

700

Система кондиционирования работает** (датчик среднего давления выключен или отсутствует)

750

750

700

750

Система кондиционирования работает** (датчик среднего давления включен или отсутствует)

750

750

750

750

* Фары включены, переключатель вентилятора установлен в положение любой скорости, кроме 1-ой, вентилятор системы охлаждения работает, и обогреватель заднего стекла включен.
** Выключатель системы кондиционирования воздуха и выключатель вентилятора находятся в положении включено.

Технические данные механической части двигателя

Элемент

Двигатель

L8

LF

L3

РАСПРЕДВАЛ

Биение распредвала, мм: максимум

0,03

Высота контура кулачка, мм:
стандарт (впуск;/ выпуск)
минимум (впуск/ выпуск)

40,79/41,08
40,692/40.982

42,12/41,08
42,022/40,982

42,12/41,08 (42,44)/(41,18)*
42,022/ 40.982 (42,342)/(41,082)‘

Диаметр шейки, мм:
стандарт 
минимум

24,96-24.98
24,95

24,96-24,98
24,95

24,96-24,98
24,95

Зазор в подшипнике, мм:
стандарт 
максимум

0,04-0,08
0,09

0,04-0,08
0,09

0,04-0,08
0,09

Осевой зазор, мм:
стандарт
  максимум

0,09-0,24
0,25

0,09-0,24
0,25

0,09-0,24
0,25

ТОЛКАТЕЛЬ КЛАПАНА

Диаметр отверстия толкателя, мм: стандарт

31,00-31,03

31,00-31,03

31,00-31,03

Диаметр толкателя, мм: стандарт

30,97

30,97

30,97

Зазор между толкателем и отверстием толкателя, мм:
стандарт
  максимум

0,02-0,06
0,15

0,02-0,06
0,15

0,02-0,06
0,15

БЛОК ЦИЛИНДРОВ

Деформация контактных поверхностей прокладки головки блока цилиндров, мм: максимум

0,10

0,10

0,10

Диаметр цилиндра (измеряется на росстоянии 42 мм от верха цилиндра), мм:
стандарт

83,00-83,03

87,50-87,53

87,50-87,53

Минимальный/ максимальный диаметр цилиндра, мм

82,94-83,09

87,44-87,59

87,44-87,59

ПОРШЕНЬ

Диаметр поршня, мм: стандарт

82,965-82,995

87,465-87,495

87,465-87,495

Зазор между поршнем и цилиндром, мм:
стандарт
  максимум

0,025-0,045
0.11

0,025-0,045
0,11

0,025-0,045
0,11

ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО

Зазор между поршневым кольцом и канавкой, мм: стандарт
-    верхнее
-    второе
-    маслосъемное

0,03-0,08
0,03-0,07
0,03-0,07

0,03-0.08
0,03-0,07
0,03-0,07

0,03-0,08
0,03-0,07
0,03-0,07

максимум
-    верхнее
-    второе
-    маслосъемное

0,17
0,15
0,15

0.17
0,15
0,15

0,17
0,15
0,15

Зазор в замке кольца (измеряется в цилиндре), мм:
стандарт
-    верхнее
-    второе
-    маслосъемное

0,16-0,31
0,33-0,48
0,20-0,70

0,16-0,31
0,33-0,48
0,20-0,70

0,16-0,31
0,33-0,48
0,20-0,70

максимум
-    верхнее
-    второе
-    маслосъемное

1,00
1,00
1,00

1,00
1.00
1,00

1,00
1,00
1,00

ШАТУН И ШАТУННЫЙ ПОДШИПНИК

Боковой зазор шатуна:
стандарт
  максимум

0,14-0,36
0,435

0,14-0,36
0,435

0,14-0,36
0,435

Размер подшипника шатуна, мм:
стандарт
0,25 увеличенный размер
0,50 увеличенный размер

1,496-1,502
1,623-1,629
1.748-1,754

1,496-1,502
1,623-1,629
1,748-1,754

1,496-1,502
1,623-1,629
1,748-1,754

Зазор в подшипнике шатуна, мм: стандарт максимум

0,026-0,052
0,10

0,026-0,052
0,10

0,026-0,052
0,10

КОЛЕНВАЛ

Биение коленвала, мм: максимум

0,05

0,05

0,05

Диаметр коренных шеек, мм:
стандарт
0,25 увеличенный размер

51,98-52,00
51,73-51,75

51,98-52,00
51,73-51,75

51,98-52,00
51,73-51,75

Зазор в коренных подшипниках, мм:
стандарт
  максимум

0,019-0,035
0,10

0,019—0,035
0,10

0,019-0,035
0,10

Биение коренных шеек, мм: максимум

0,05

0,05

0,05

Размер коренного подшипника, мм:
стандарт
0,25 увеличенный размер
0,50 увеличенный размер

2,506- 2,509
2,628-2,634
  2,753-2,759

2,506-2,509
2,628- 2,634
  2,753-2.759

2,506- 2,509
2,628-2,634
  2,753-2,759

Диаметр шатунной шейки, мм:
стандарт
0,25 увеличенный размер

49,98- 50,00
49,73-49,75

49,98-50,00
49.73-49,75

49,98-50,00
49.73-49,75

Биение шатунных шеек, мм: максимум

0,05

0,05

0,05

Осевой зазор коленчатого вала, мм:
стандарт
  максимум

0,22-0,45
0,55

0,22-0,45
0,55

0,22-0,45
0,55

ПЕРЕДНИЙ САЛЬНИК

Глубина запрессовки (от края передней крышки двигателя), мм

0,0-0,5

0.0—0.5

0,0-0,5

БОЛТ

Длина болта головки блока цилиндров, мм:
стандарт 
максимум

149,0-150,0
150,5

149,0-150,0
150,5

149,0-150,0
150,5

Длина болта шатуна, мм:
стандарт
  максимум

44,7-45,3
46,0

44.7-45,3
46,0

44,7-45,3
46,0

Длина болта крышки коренного подшипника, мм:
стандарт
  максимум

110,0-110,6
111,3

110,0-110,6
111,3

110,0-110,6
111,3

БАЛАНСИРОВОЧНЫЙ ВАЛ

Зазор в зубчатом зацеплении, мм: максимум

_

0,005-0,101