руководство по ремонту

Рулевое управление



Рис. 5.1. Рулевой механизм автомобиля Mazda 6: 1 – c левым расположением рулевого управления; 2 – c правым расположением рулевого управления; 3 – ATX; 4 – MTX; 5 – рулевое колесо; 6 – рулевая колонка и вал; 7 – рулевой механизм; 8 – насос гидроусилителя; 9 – бачок гидроусилителя

Для уменьшения усилия, прикладываемого к рулевому колесу для его поворота, на автомобили устанавливают гидравлический усилитель рулевого управления. В качестве дополнительной силы используется находящаяся под высоким давлением жидкость, которая подается в рабочие цилиндры, расположенные на рулевом механизме. Распределительный клапан служит для нагнетания в силовой цилиндр жидкости под давлением, которое соответствует углу поворота рулевого колеса. Распределительные клапаны работают в соответствии с так называемым принципом открытого центра, т.е. когда распределительный клапан не действует, жидкость, подаваемая насосом, перепускается обратно в бачок при нулевом давлении. Давление в гидравлической системе создается насосом, приводимым в действие ремнем от шкива коленвала двигателя.

Технические характеристики рулевого механизма

Элемент

Mazda 3 (4SD, 5НВ)

626 (CF) (4SD, 5HB)

Рулевое колесо

Наружный диаметр, мм

370

380

Число оборотов до упора

2,75

2,8

Рулевой механизм и привод

Тип

Реечный

Реечный

Ход рейки, мм

146,8-148,8

130-132

Рулевая колонка и вал

Тип вала

Деформируемый

Деформируемый

Тип соединения

Два шарнира

Два шарнира

Смещение при наклоне, мм

45

40

Смещение продольное, мм

50

-

Система усиления

Тип системы усиления

Зависимость от частоты вращения двигателя

Зависимость от частоты вращения двигателя

Рабочая жидкость
Тип

М-III или аналог (пример Dexron II)

М-III или аналог (пример Dexnon II)

Заправочный объем* (примерно), л

0,80 (MIX) 0,87 (ATX)

0,98

* При заполнении бачка до уровня максимума.

Рулевое управление с переменной характеристикой
(в зависимости от частоты вращения двигателя)

Конструкция и работа системы рулевого механизма в основном заимствованы от модели 626 (GF), за исключением следующего.
На автомобилях Mazda 3 используется телескопический механизм с переменной характеристикой.


Рис. 5.2. Схема работы рулевого механизма с переменной характеристикой: 1 – рулевое колесо; 2 – рулевой вал; 3 – промежуточный вал; 4 – рулевой механизм; 5 – сечение A-A; 6 – со стороны рулевого механизма; 7 – со стороны рулевого колеса; 8 – U-образная пластина; 9 – внутренний вал; 10 – наружная колонка; 11 – кронштейн; 12 – нормальное положение; 13 – при столкновении

Рулевой механизм соединен с рулевым валом через промежуточный вал (рис. 5.2). Во время столкновения промежуточный вал разрушается при движении рулевого механизма назад, таким образом достигается снижение энергии удара.
В случае удара тела водителя о рулевое колесо, сила удара передается от рулевого колеса к внутреннему валу, наружной колонке и кронштейну крепления. При этом кронштейн крепления отделяется от панели приборов и весь рулевой вал смещается вперед. После этого U-образная пластина, закрепленная на панели приборов с одной стороны и удерживаемая кронштейном крепления с другой деформируется и поглощает энергию удара.

Моменты затяжки элементов рулевого управления

Наименование деталей

Момент затяжки
Нм

Болты штуцеров трубопроводов системы гидроусилителя рулевого управления

10-16

Гайка крепления пальца шарового шарнира наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку

37-51

Контргайка наконечника рулевой тяги

69-99

Крепление рулевой тяги к рейке

69-99

Болты крепления накладки рулевого колеса

9-12

Болт крепления рулевого колеса

40-54

Болты крепления насоса гидроусилителя автомобиля с двигателем 1,6

38-52

Гайки крепления кронштейна насоса гидроусилителя автомобиля с двигателем 2,0

19-25

Болты крепления кронштейна к корпусу насоса гидроусилителя автомобиля с двигателем 2.0

9-11

Болт-штуцер напорной магистрали насоса гидроусилителя

29-44