руководство по ремонту

Аккумуляторная батарея

             


Тип аккумуляторной батареи: обслуживаемая
Ёмкость: Ач 48-55
(в зависимости от комплектации и уровня оснащения)

Аккумулятор

Двигатели

L8 LF

L3

Тип и ёмкость (5-часовой цикл):

для Европы

50D20L (40), 75D26L (52)

50D20L (40). 80D26L (55)

GCC

46B24LS (36). 46B24LS (36), 75D26L

46B24LS (36)

Напряжение. В

12

Моменты затяжки. Нм
Гайки стяжных болтов клемм проводов аккумуляторной батареи - 8
Гайки крепления прижимной пластины аккумуляторной батареи - 8

Рассматриваемый в данном руководстве автомобиль имеет электрическую систему, работающую под напряжением 12 В. Масса кузова соединяется с минусовой клеммой аккумулятора. Аккумулятор находится в моторном отсеке или под задним сиденьем (модели с кондиционером, а также некоторые дизельные модификации).
Аккумулятор выполняет три главных функции в электрической системе автомобиля:
– дает электрический ток для пуска двигателя;
– стабилизирует напряжение в электрической системе;
– может в короткое время обеспечивать током, когда потребление энергии превышает выходную мощность генератора.
Герметичные аккумуляторные батареи – стандартные для всех автомобилей. У них на корпусе нет заливных пробок. Аккумулятор полностью герметична, не считая двух маленьких боковых отверстий для вентиляции. Эти вентиляционные отверстия позволяют улетучиваться образовавшимся газам.
Герметичные аккумуляторные батареи имеют следующие преимущества над обычными аккумуляторными батареями:
– для долговечности аккумуляторных батарей не нужно доливать воды;
– батарея защищена от перезарядки. Если слишком большое напряжение подведено к аккумуляторной батарее, она не будет принимать столько тока, сколько обычная батарея. Повышение напряжения продолжит заряжать обычную батарею, что приводит к газообразованию и потере электролита;
– батарею можно подзарядить, как и обычную. Это очень важно, когда автомобиль стоит в одном месте продолжительное время;
– при меньших размерах и массе, напряжение и сила тока остались прежними.
Аккумулятор имеет два показателя:
– показатель емкости аккумулятора определяется при 27 °С. Емкость при полной зарядке обеспечивает 10,5 В и больше;
– показатель емкости аккумулятора при пуске холодного двигателя определяется тестированием при –18 °С. С помощью этого теста можно установить мощность батареи при проворачивании коленвала на холодном двигателе.
Резервная мощность аккумулятора определяется как максимально возможное продолжительное время для движения ночью с минимальной электрической нагрузкой без использования выходной мощности генератора. Выраженная в минутах, резервная мощность (или показатель Е) является необходимым временем для полной заряженной аккумулятора при 27 °С и разрядке током 25 А для достижения на клеммах напряжения в 10,5 В.
Срок службы аккумулятора не безграничен. Тем не менее, при надлежащем уходе Аккумулятор прослужит много лет.
Если Аккумулятор прошла тестирование хорошо, но выявляются сбои в работе, причиной неисправности или отказа могут быть следующие факторы:
– какой-нибудь прибор был оставлен включенным на всю ночь;
– в короткие периоды автомобиль двигался на малой скорости;
– электрическая нагрузка автомобиля превышала выходную мощность генератора, нередко с включением нестандартного оборудования;
– неисправность в системе зарядки – скольжение ремня генератора, неисправность генератора или регулятора напряжения и т. д;
– неправильное использование батареи – непроведение чистки, неправильное закрепление клемм или ослабление зажимов;
– механические неисправности электрической системы – закороченные или защемленные провода.
Герметичные аккумуляторные батареи имеют встроенный ареометр, используемый для диагностики.
Видимая «зеленая точка» означает, что батарея готова к тестированию.
Изменение цвета «зеленой точки» на более темный свидетельствует о том, что батарея не готова к тестированию. В этом случае необходимо проверить электрические системы и зарядку.

аккумулятор mazda 3
Рис. 7.4. Аккумулятор автомобиля Mazda 3: 1 – провод отрицательной клеммы; 2 – провод положительной клеммы; 3 – кронштейн крепления; 4 – Аккумулятор; 5 – нижний лоток

Светло-желтый цвет означает, что уровень жидкости опустился ниже кончика ареометра. Это может стать причиной чрезмерной или длительной зарядки или износа батареи. Если батарею невозможно перезарядить, замените ее.

Проверка степени заряженности

  Так как кислота, содержащаяся в аккумуляторной батарее ядовита, соблюдайте осторожность при работе с аккумуляторной батареей.

Кислота вызывает ожоги кожи и коррозию, не допускайте ее попадания на одежду или детали автомобиля.
В случае попадания кислоты из аккумулятора на кожу, в глаза или на одежду немедленно смойте ее проточной водой.
Плотность электролита
Измерьте плотность электролита ареометром.

Для этого отверткой выворачиваем пробки банок аккумуляторной батареи.
Подготавливаем ареометр к работе (согласно прилагаемой к нему инструкции) и проводим измерение плотности электролита в каждой банке аккумуляторной батареи.

проверка разряженности аккумулятора

Если плотность меньше нормы, зарядите аккумуляторную батарею.
Стандартная плотность электролита по показаниям ареометра: 1,22–1,29 (при 20 °C).

Сравниваем значения с приведёнными:

Полученные значения должны быть внутри зоны А.
Если полученные значения лежат ниже, батарею необходимо зарядить (см. ниже). Если выше — аккумуляторная батарея перезаряжается, что, вероятнее всего, вызвано неисправностью регулятора напряжения.

Проверка напряжения аккумулятора

Операция

Проверка

Действие

1

Измерьте напряжение на положительном выводе батареи:
не менее 12.4 В

Перейдите к операции 3

менее 12.4 В

Перейдите к следующей операции

2

Сделайте быструю зарядку в течение 30 мин и повторно проверьте напряжение:
не менее 12,4 В

Перейдите к следующей операции.

менее 12,4 В

Замените батарею.

3

Используя нагрузочную вилку проверьте напряжение на выводах батареи под нагрузкой через 15 с после подключения вилки. Напряжение больше нормы?
Да

Норма

Нет

Замените батарею

Проверка под нагрузкой

Батарея

Ток (А)

50D20L

150

75D26L

195

80D26L

195


Стандартные характеристики

Температура батареи, °С

Минимальное напряжение, В

4

9.3

10

9.4

16

9.5

21

9.6

Ток утечки

Убедитесь в том, что выключатель зажигания находится в положении выключено, а ключ извлечен из замка зажигания.
Отсоедините отрицательный провод от аккумулятора.
Измерьте ток между отрицательным полюсом батареи и отрицательным проводом аккумулятора.
Если ток утечки не соответствует норме, измерьте ток утечки, удаляя один за другим плавкие предохранители из главного блока предохранителей и блока предохранителей.

  Включение электрических потребителей при измерении тока утечки может привести к повреждению измерительного прибора.

Стандартный ток: 20 мА (максимальный).
Проверьте и отремонтируйте жгуты и разъемы предохранителей, при снятии которых измеряемый ток уменьшился.

Зарядка аккумулятора

  Не подносите к аккумуляторной батарее источники открытого пламени, в противном случае испускаемый электролитом батареи может загореться стать причиной травмы. Для предотвращения деформации или повреждения аккумулятора при зарядке снимите крышки заливных отверстий аккумулятора. Производите быструю зарядку батареи не более 30 мин. В противном случае Аккумулятор может быть повреждена.

Снимите аккумуляторную батарею и поместите ее в поддон с водой.
Подключите к батарее зарядное устройство и отрегулируйте зарядный ток следующим образом.

Стандартные характеристики

Тип батареи (5-часовой цикл)

Ток зарядки, А

Быстрая зарядка, А/ 30 мин

50D20L (40)

4,0-5,0

25

75D26L (52)

5.0—6.0

35

80D26L(55)

5,5—6,5

35


После зарядки аккумулятора убедитесь в том, что напряжение на выводах – в пределах нормы и не меняется в течение 1 ч или более после окончания зарядки.
Если не соответствует норме, замените аккумуляторную батарею.
Номинальное напряжение: 12,4 В или больше.

зарядка аккумулятора
Рис. 7.5. Зарядное устройство для аккумулятора

Зарядка полностью разряженной аккумулятора

Следующую процедуру используйте для перезарядки полностью разряженной батареи.
Измерьте напряжение на клеммах батареи точным вольтметром. Если значение измеряемой величины ниже 10 в, ток зарядки будет очень низким, и на зарядку потребуется дополнительное время.
Поставьте зарядное устройство на высокое место. Некоторые зарядные устройства имеют схему защиты от обратной полярности, предотвращающей зарядку при неправильном соединении с клеммами батареи. Полностью разряженная батарея не имеет достаточного напряжения, чтобы привести в действие эту схему, даже если провода подсоединены правильно. Это приведет к тому, что батарея не будет заряжаться. Поэтому следуйте специальным инструкциям производителя зарядных устройств, чтобы зарядное устройство включилось и начало заряжать батарею с низким напряжением.
В зарядных устройствах предусмотрены регуляторы напряжения и силы тока. Значения времени, необходимого для зарядки батареи в зависимости от различных значений напряжения, приведены ниже.

Время зарядки аккумулятора в зависимости от исходного напряжения батареи

Исходное напряжение на выводах батареи, В

Время зарядки, ч

16,0 или более

до 4

14,0-15,9

до 8

13,9 или менее

до 16


Если полученный батареей заряд нельзя измерить после истечения времени зарядки, батарею следует заменить.
Если полученный заряд измеряется в процессе зарядки, то батарея исправна, и зарядку следует завершить обычным способом.

Уход за аккумуляторной батареей

Чтобы батарея служила дольше и ее мощность поддерживалась максимальной, необходимо соблюдать условия, перечисленные ниже.
Следует содержать батарею и окружающие ее детали в чистоте. Поверхность батареи должна быть всегда сухой, так как иначе между отдельными банками могут возникнуть поверхностные токи утечки, из-за чего батарея будет разряжаться сама по себе.
Уровень электролита должен постоянно находиться у кольца, расположенного с нижней стороны заливной камеры. Для долива следует использовать дистиллированную воду.
В холодную погоду не оставляйте батарею в незаряженном состоянии, иначе электролит в ней замерзнет. Слабо заряженные батареи замерзают уже при температуре около –10 °С.
Батареи, не использующиеся длительное время, разряжаются сами по себе и могут быть подвержены сульфитации пластин. Если такие батареи заряжать быстрозарядным устройством, они не принимают зарядный ток из-за, так называемой, поверхностной зарядки.