руководство по ремонту

Кондиционер и печка


Автомобили Mazda 3 оборудованы системой кондиционирования воздуха с автоматическим управлением. В системе кондиционирования используется полнопоточный алюминиевый радиатор отопителя с прямолинейной циркуляцией. Эффективность теплообмена повышена за счет использования дополнительного испарителя.


Рис. 8.60. Кондиционер и отопитель автомобиля Mazda 3: 1 – Блок кондиционера; 2 – воздушный фильтр; 3 – главная тяга режима забора воздуха; 4 – задний воздуховод; 5 – компрессор системы кондиционирования воздуха; 6 – конденсатор; 7 – шланг радиатора отопителя; 8 – линия хладагента

Электронный блок управления кондиционера имеет функцию самодиагностики. Сбой в системе записывается в памяти диагностического кода неисправности, при этом индикатор переключателя кондиционера работает в проблесковом режиме.

Блок кондиционера

Блок кондиционера объединяет блоки охлаждения и нагрева.

Работа заслонки управления отопителем


Рис. 8.62. Работа заслонки управления отопителем: 1 – воздушный поток; 2 – заслонка управления отопителем; 3 – испаритель; 4 – радиатор отопителя; 5 – Блок кондиционера; 6 – холодный; 7 – горячий; 8 – холодный воздух; 9 – теплый воздух

Заслонка управления отопителем, установленная в блоке системы кондиционирования воздуха, управляет подачей горячего или холодного воздуха, в зависимости от положения регулятора температуры. Управление температурой воздуха осуществляется за счет изменения распределения воздушных потоков.

Работа заслонки управления режимом обдува
Заслонка управления режимом обдува может быть установлена в одно из положений: VENT, BI-LEVEL, HEAT, HEAT/DEF или DEFROSTER, в зависимости от положения регулятор режима обдува.


Рис. 8.63. Работа заслонки управления режимом обдува: 1 – воздушный поток; 2 – заслонка управления режимом обдува; 3 – испаритель; 4 – радиатор отопителя; 5 – Блок кондиционера; 6 – к центральному каналу; 7 – к боковому каналу; 8 – к переднему и заднему каналам обогрева; 9 – к дефлектору системы отопления и боковому каналу; 10 – VENT; 11 – BI-LEVEL; 12 – HEAT; 13 – HEAT/DEF; 14 – DFROSTER; 15 – холодный воздух; 16 – теплый воздух

В результате, режим воздухораспределения изменяется.

Испаритель кондиционера

Используется испаритель нового типа, в котором объединены многопоточный испаритель (состоящий из элемента конденсации и элемента переохлаждения) и газо-жидкостный сепаратор (модулятор).
Корпус испарителя покрыт полимером, который содержит противобактериальное вещество для устранения источника неприятного запаха и распространения бактерий.
Размещение резервуаров в верхней и нижней части блока испарителя, а также внутренняя конструкция пластин позволили обеспечить следующее:
– улучшена эффективность теплообмена;
– распределение температур стало более однородным;
– испаритель стал тоньше.


Рис. 8.64. Работа испарителя

В принятом цикле предварительного охлаждения, после того, как хладагент проходит через элемент конденсации испарителя, жидкий и газообразный хладагенты, которые не могли быть сжижены, охлаждаются снова в элементе переохлаждения. Таким образом, хладагент посылается в испаритель в почти полностью сжиженном состоянии.

Расширительный клапан кондиционера

Расширительный клапан обеспечивает резкое уменьшение давления жидкого хладагента.
При этом хладагент распыляется, что облегчает процесс испарения.
Расширительный клапан также регулирует расход хладагента подаваемого в испаритель.
Расход хладагента регулируется величиной открытия шарового клапана в расширительном клапане.
Величина открытия регулируется балансом давления R-134a на диафрагму и результирующей силой давления на выходе испарителя (PI) – на нижнюю часть диафрагмы и силы пружины (Fs), действующей на шаровый клапан.
Когда PI увеличивается, температура температурного датчика около диафрагмы повышается, а Pd нагретого R-134a на диафрагму – увеличивается.
Когда Pd больше чем PI + Fs, диафрагма прогибается вниз, и вал, прикрепленный к концу стержня температурного датчика, толкает вниз шаровый клапан, увеличивая расход хладагента.


Рис. 8.65. Принцип действия расширительного клапана: 1 – диафрагма; 2 – температурный датчик; 3 – вал; 4 – шаровый клапан; 5 – пружина; 6 – от испарителя; 7 – к испарителю; 8 – от конденсатора; 9 – на конденсатор; 10 – сила пружины; 11 – давление HFC-134a; 12 – давление на выходе

Когда температура хладагента на выходе испарителя уменьшается, PI + Fs становится больше, чем Pd, шаровый клапан поднимается, и расход хладагента уменьшается.

Условия отключения системы кондиционирования воздуха

Условие отключения системы кондиционирования воздуха

Время отключения системы кондиционирования воздуха

Цель

Пуск двигателя

Примерно 4.0 с

Улучшение пусковых качеств

Дроссельная заслонка открыта более чем на 50%

Примерно 5,0 с

Улучшение ускорения

Температура охлаждающей жидкости более 113 °C

Включение и выключение в течение 10 с до уменьшения температуры охлаждающей жидкости до 107 °C

Увеличение надежности двигателя

Температура охлаждающей жидкости более 118 °C

До уменьшения температуры охлаждающей жидкости ниже 113 °C

Неисправности кондиционера

Признак

Неисправность

Недостаточная подача воздуха через вентиляционные отверстия

Неисправность отверстий и/или воздуховодов

Расход воздуха, подаваемого через отверстия не меняется. (Автоматическая система кондиционирования воздуха)

Неисправность вентилятора

Расход воздуха, подаваемого через отверстия не меняется. (Система кондиционирования воздуха с ручным управлением)

Неисправность вентилятора

Режим забора воздуха не меняется

Режим забора воздуха не меняется, при переключении режима REC/FRESH (рециркуляция/свежий воздух)

Регулирование температуры блоком управления климатической установкой не осуществляется

Неисправность в блоке системы кондиционирования воздуха и/или системе смешивания воздуха блока управления климатической установкой

Ветровое стекло запотевает

Компрессор системы кондиционирования воздуха не работает, в режиме обдува стекол или режиме обогревд/обдува стекол.
Режим забора воздуха не переключается на FRESH (свежий) при включенном режиме обдува стекол или режиме обогревд/обдува стекол

Воздух подаваемый через отверстия не достаточно холодный

Магнитная муфта работает, но неисправна систем) кондиционирования воздуха

Воздух не охлаждается

Магнитная муфта не работает

Шум при работе системы кондиционирования воздуха

Шум от магнитной муфты, компрессора системы кондиционирования воздуха, шланга или линии хладагента

Хладагент

Обращение с хладагентом.
Не вдыхайте хладагент кондиционера или пары смазочного материала.
Возможно раздражение глаз, носа и горла.
Кроме того, из соображений защиты окружающей среды, мы настоятельно рекомендуем использовать оборудование для восстановления/рециркуляции/перезарядки, при удалении хладагента R-134a из системы кондиционирования.
При случайной утечке из системы проветрите рабочую область перед возобновлением обслуживания.
Не выполняйте испытания на герметичность или утечку сервисного оборудования и/или системы кондиционирования автомобиля с использованием сжатого воздуха.
Некоторые смеси воздуха и хладагента R-134a показали огнеопасны при повышенных давлениях.
Эти смеси при воспламенении могут стать причиной несчастного случая или материального ущерба.
Дополнительные сведения, касающиеся охраны здоровья и безопасности, могут быть получены у изготовителей хладагента.
Не допускайте утечки хладагента вблизи открытого пламени или источников тепла.
Ядовитый газ может образоваться при контакте хладагента с открытым пламенем или источником тепла, таким как сигарета и нагреватель.
При выполнении работ, которые могут вызвать утечку хладагента, погасите или удалите указанные источники тепла и обеспечьте соответствующую вентиляцию.
Обращение с жидким хладагентом представляет опасность.
Попадание хладагента на кожу может привести к местному обморожению.
При обращении с хладагентом надевайте перчатки и защитные очки.
При попадании хладагента в глаза немедленно промойте их чистой водой и проконсультируйтесь с врачом.

Хранение хладагента.
Контейнер для хладагента находится под давлением. При нагреве контейнера, он может взорваться с рассеиванием металлических осколков и жидкого хладагента, что может стать причиной серьезной травмы.
Храните хладагент при температурах ниже 40 °C.

Действия при недостаточном уровне хладагента.
Если при поиске неисправностей обнаружен недостаточный уровень хладагента, не дозаряжайте (добавляйте) хладагент.
Поскольку точное количество хладагента не может быть определено по давлению в системе, никогда не дозаряжайте систему хладагентом.
При нехватке слишком большого или слишком малого количества хладагента, возможно в системе имеются вторичные неисправности, такие как повреждение отдельных элементов или ухудшение характеристик системы.
Поэтому, при обнаружении недостаточного уровня хладагента, полностью удалите хладагент из системы и заправьте заданное количество хладагента.

Обращение с маслом компрессора.
В компрессоре этого автомобиля используйте только масло ATMOS GU10.
Использование масла PAG вместо ATMOS GU10 может привести к повреждению компрессора системы кондиционирования воздуха.
Следите за тем, чтобы не пролить масло ATMOS GU10 на автомобиль.
Попадание масла на поверхности автомобиля может повредить лакокрасочное покрытие.
Если масло попало на кузов автомобиля, немедленно вытрите его.
Компрессорное масло ATMOS GU10 (масло PAG) более эффективно поглощает влагу, чем использовавшееся ранее минеральное масло.
При попадании влаги в компрессорное масло система кондиционирования может быть повреждена.
Поэтому для предотвращения попадания влаги в масло, установите крышки сразу после использования компрессорного масла или снятия элементов системы кондиционирования.