руководство по ремонту

Датчики


 Наряду с ранее рассмотренными датчиками в системе впрыска топлива Denso Common Rail используются также входные сигналы от следующих датчиков, используемых для управления двигателем:

— Датчик положения коленчатого вала

— Датчик положения распределительного вала

— Датчик положения педали акселератора

— Датчик температуры охлаждающей жидкости

— Датчик атмосферного давления

— Датчик положения педали сцепления и датчик парковки/нейтрали

— Датчик давления в рулевом управлении с сервоприводом

— Трехпозиционный датчик давления хладагента с контактом усредненного давления (в зависимости от модели автомобиля)

Датчик положения коленчатого вала

 Датчик СКР (Crankshaft Position = положение коленчатого вала) находится в верхней части картера сцепления и фиксирует положение коленчатого вала на маховике (RF-T) или на ременном шкиве коленчатого вала (R2). Сигнал положения коленчатого вала представляет собой элементарный сигнал, передаваемый на блок управления двигателем.

 Датчик положения коленчатого вала (СКР) в системе Denso Common Rail представляет собой датчик GMR (Giant Magneto Resistance = гигантский магниторезистивный эффект). За счет изменения магнитного поля при прохождении зубчатого колеса изменяется сопротивление датчика. Встроенная схема преобразует изменение сопротивления в прямоугольный сигнал. Частота цифрового выходного сигнала пропорциональна частоте вращения двигателя, то есть чем больше число оборотов двигателя, тем выше частота.

Сигнал используется блоком управления двигателем (РСМ) для систем

управления на которые воздействует частота вращения двигателя (например, управление моментом начала впрыска топлива, регулирование числа оборотов холостого хода, управление количеством впрыскиваемого топлива).

1. Зазор

2. Зубчатое колесо

3. Датчик положения коленчатого вала (СКР)

4. Угол коленчатого вала

5. Выходной сигнал

6. Направление вращения

Примечание: При выходе из строя датчика положения коленчатого вала (СКР) двигатель останавливается и не запускается.

Диагностика

Датчик положения коленчатого вала (СКР) проверяется следующим образом:

— Проверка параметра RPM (RPM)

— Проверка заданного значения частоты вращения двигателя за счет параметра ARPMDES (RPM)

— Проверка сигнала по напряжению

Датчик положения распределительного вала

 Датчик CMP (Camshaft Position = положение распределительного вала) через зубчатое колесо на вакуумном насосе (RF-T) или выпускной распределительный вал (R2) фиксирует положение распределительного вала.

 В системе Denso Common Rail датчик положения распределительного вала (СМР) представляет собой датчик GMR. Частота цифрового выходного сигнала пропорциональна частоте вращения двигателя, то есть чем выше число оборотов двигателя, тем выше частота сигнала.

 Сигнал используется блоком управления двигателем (РСМ) для систем управления на которые воздействует частота вращения двигателя (например, управление моментом начала впрыска топлива, управление многократным впрыском топлива).

 Датчик положения распределительного вала (СКР)

 Зубчатое колесо

3. Угол коленчатого вала

4. Выходной сигнал

5. Направление вращения

Примечание: Когда датчик СМР отказывает, это можно распознать по возросшему шуму от двигателя («жёсткой» работе дизеля). Чтобы определить цилиндр № 1 при запуске двигателя, РСМ впрыскивает дозированное количество топлива в каждый из цилиндров и контролирует число оборотов двигателя датчиком СКР. Искомый цилиндр - это тот, в котором число оборотов двигателя увеличивается после впрыска топлива. В результате, процесс запуска длится дольше, чем обычно.

Диагностика

Датчик СМР проверяется следующим образом:

— Проверка сигнала по напряжению

— Замер сопротивления

Датчик положения педали акселератора

 Датчик АРР (Accelerator Pedal Position = положение педали акселератора) устанавливается на педали акселератора и фиксирует необходимое водителю ускорение. Из соображений безопасности датчик АРР состоит как минимум из двух элементов Холла и магнитного ротора, устанавливаемого на педали акселератора.

 Выходное напряжение обоих элементов Холла пропорционально положению акселератора, то есть чем сильнее нажата педаль акселератора, тем выше напряжение. Для своевременного обнаружения неисправностей между двумя сигналами существует сдвиг напряжения. Блок управления двигателем непрерывно сравнивает сигналы, поступающие от обоих элементов Холла, отслеживая возможные неисправности датчика.

1. Датчик положения педали акселератора (АРР)

2. Педаль акселератора

Примечание: При выходе из строя датчика Холла блок управления двигателем (РСМ) для распознавания необходимого ускорения использует сигнал, поступающий от другого датчика. За счет этого частота вращения двигателя ограничивается значением приблизительно равным 2500 мин"1. При отказе датчика положения педали акселератора (АРР) частота вращения двигателя ограничивается значением приблизительно равным 1500 мин"1.

Диагностика

Датчик положения педали акселератора проверяется следующим образом:

— Отслеживание сигналов, поступающих от датчика АРР за счет параметров АРР (Per) и АРР1/АРР2 (Per/Volt)

— Проверка сигналов по напряжению датчика АРР

Датчик температуры охлаждающей жидкости

 Датчик ЕСТ (Engine Coolant Temperature = температура охлаждающей жидкости) установлен в контуре циркуляции охлаждающей жидкости двигателя и фиксирует температуру охлаждающей жидкости. Этот датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом.

 Выходное напряжение датчика температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ) обратно пропорционально температуре охлаждающей жидкости, то есть чем выше температура, тем ниже напряжение.

 Наряду с включением вентилятора радиатора и индикатора температуры охлаждающей жидкости сигнал, поступающий от этого датчика, используется для обнаружения воздействия температуры двигателя на соответствующие системы управления (например, управление моментом начала впрыска топлива, управление количеством впрыскиваемого топлива, управление процессом регенерации фильтра DPF).

1. Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ)

2. Резистор с отрицательным температурным коэффициентом

3. Электрическое подключение

Диагностика

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ) проверяется следующим образом:

— Проверка параметра ЕСТ (Temp/Volt)

— Измерение напряжения

— Измерение сопротивления

Датчик атмосферного давления

 Датчик BARO (Barometric pressure = атмосферное давление) встроен в блок управления двигателем (РСМ) и при помощи пьезоэлемента фиксирует атмосферное давление. Выходное напряжение датчика BARO пропорционально атмосферному давлению, то есть чем выше атмосферное давление, тем выше выходное напряжение.

 Сигнал, поступающий от датчика атмосферного давления, выступает в качестве поправочного коэффициента, оценивающего воздействие высоты над уровнем моря на плотность всасываемого воздуха.

Диагностика

 Датчик атмосферного давления (BARO) проверяется следующим образом: — Проверка параметра BARO (Press/Volt)

Датчик положения педали сцепления / датчик парковки/нейтрали

 Датчик СРР (Clutch Pedal Position = положение педали сцепления) и датчик парковки/нейтрали PNP (Park/Neutral Position = положение парковки/нейтрали) установлены на педали сцепления и на коробке передач и фиксируют уровень нагрузки на двигатель (= передача усилия на проезжую часть). При нажатии на педаль сцепления или включении передачи соответствующий датчик передает сигнал на блок управления двигателем.

 Сигнал, поступающий от датчика положения педали сцепления или датчика парковки/нейтрали, среди прочего используется блоком управления двигателем для регулирования оборотов холостого хода.

1. Датчик положения педали сцепления (СРР)

2. Толкатель

3. BKJ1 (передача усилия отсутствует)

4. ВЫКЛ (передача усилия)

5. Датчик парковки/нейтрали

Диагностика

Датчики СРР и PNP проверяются следующим образом:

— Проверка уровня нагрузки на двигатель за счет параметра INGEAR (Mode)

— Проверка датчика СРР за счет параметра СРР (Mode)

— Проверка датчика PNP за счет параметра CPP/PNP (Mode)

— Измерение напряжения

— Измерение сопротивления

Датчик давления рулевого привода с усилителем

 В автомобилях, оборудованных рулевым приводом с гидравлическим усилителем, установлен датчик давления рулевого привода с усилителем PSP (Power Steering Pressure = давление рулевого привода с усилителем), находящийся на масляном насосе системы рулевого привода с усилителем и фиксирующий уровень нагрузки на рулевой привод с усилителем. Если давление масла в системе рулевого привода с усилителем превышает заданное значение, датчик закрывается и подаёт в РСМ сигнал напряжением О В.

 Сигнал, передаваемый этим датчиком, в основном используется блоком управления двигателем (РСМ) для регулировки оборотов холостого хода.

Диагностика

Датчик PSP проверяется следующим образом:

— Проверка параметра PSP (Mode)

— Измерение напряжения

— Измерение сопротивления

Датчик давления хладагента

 Датчик давления хладагента встроен в контур охлаждения системы кондиционирования воздуха. Он выполнен в виде двух или трехпозиционного датчика. Датчик фиксирует давление в системе кондиционирования воздуха. Если давление хладагента превышает заданное значение, то замыкается соответствующий контакт и на блок управления двигателем передается сигнал.

 Сигнал, передаваемый датчиком давления хладагента, используется блоком управления двигателем (РСМ) для включения вентилятора радиатора и компрессора системы кондиционирования воздуха.

Диагностика

Датчик давления хладагента проверяется следующим образом:

— Проверка усредненного давления за счет параметра COLP (Mode)

— Измерение напряжения

— Измерение сопротивления

Исполнительные элементы

 Наряду с уже рассмотренными ранее исполнительными элементами, блок управления двигателем (РСМ) в системах впрыска топлива Denso Common Rail управляет и другими исполнительными элементами.

 Эти исполнительные элементы входят в состав следующих систем:

— Система предпускового подогрева

— Электрический вентилятор радиатора

— Компрессор системы кондиционирования воздуха

— Интеллектуальная система зарядки

— Круиз-контроль

— Иммобилайзер